Приходской листок Преображенского Храма в селе Бужарово №152

Собор Оптинских старцев

Икона преподобных старцев Оптинских

24 октября Церковь празднует
Собор Оптинских Старцев

       В Собор входят: иеросхимонах Лев (Наголкин; 1768–1841), иеросхимонах Макарий (Иванов; 1788–1860), схиархимандрит Моисей (Путилов; 1782–1862), схиигумен Антоний (Путилов; 1795–1865), иеросхимонах Иларион (Пономарев; 1805–1873), иеросхимонах Амвросий (Гренков; 1812–1891), схиархимандрит Исаакий I (Антимонов; 1810–1894), иеросхимонах Анатолий (Зерцалов; 1824–1894), иеросхимонах Иосиф (Литовкин; 1837–1911), схиархимандрит Варсонофий (Плиханков; 1845–1913); иеросхимонах Анатолий II (Потапов; 1855–1922), иеросхимонах Нектарий (Тихонов; 1853–1928), иеромонах Никон (Беляев; 1888–1931), архимандрит Исаакий II (Бобраков; 1865–1938).

     Оптина пустынь — мужской монастырь близ городка Козельска Калужской области. Значение Оптиной пустыни в отечественной истории трудно переоценить, в XIX столетии монастырь стал подлинным духовным центром России, привлекавшим к себе не только простой народ, но и образованный класс — писателей, философов, историков. Достаточно сказать, что прообразом старца Зосимы из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» был старец Оптиной пустыни иеросхимонах Амвросий; что в монастыре бывал даже настроенный против Церкви Л.Н. Толстой, хотя, увы, «гордому Льву» эти поездки не принесли духовной пользы. С Оптиной пустынью были связаны: Николай Гоголь, Василий Жуковский, Федор Тютчев, Иван Тургенев, Владимир Соловьев, Василий Розанов, Константин Леонтьев, Сергей Нилус, Петр Чайковский, Константин Циолковский и многие другие видные деятели русской культуры.

     Что же привлекало ежегодно сотни и тысячи людей в эту затерянную в калужских лесах монашескую обитель? Их привлекали — старцы.

     Старчество — чисто монашеское установление, когда послушник или молодой монах доверяется духовному руководству мудрого и опытного в духовной жизни подвижника, когда он регулярно исповедует ему не только свои дела, но и тончайшие помыслы, и под водительством своего старца работает ежедневно над спасением своей души.

     К концу XVIII столетия, после петровских и екатерининских реформ, состояние Русской Церкви было далеко не лучшим: император Петр и императрица Екатерина, будучи выдающимися государственниками, просто не понимали духовного смысла Церкви, старались сделать ее одним из государственных институтов.

     И в это самое время монах Нямецкого монастыря в Валахии (Молдавия), старец Паисий (Величковский; 1722–1794), выходец из Полтавской губернии, долго живший на Афоне и там постигший науку старчества, начинает возрождать старчество в России. Его ученик, старец Лев (Наголкин), стал основателем старчества в Оптиной пустыни.

     Ученик старца Льва, отец Макарий (Иванов), возглавил группу ученых и писателей, монахов и мирских, которые обрабатывали переводы, сделанные старцем Паисием с греческого языка. Именно тогда в Россию впервые приходят писания величайших отцов древности: Исаака Сирина, Макария Великого, Иоанна Лествичника. (А ведь в это время российская церковная ситуация была такова, что можно было практически без цензуры печатать оккультный бред любых немецко-голландских мистиков-еретиков, зато православной духовной литературе чинились все мыслимые и немыслимые препоны.) Следует отметить, что издательская деятельность Оптиной была далеко не менее значительной, чем духовная деятельность ее старцев.

     Своего расцвета старчество в Оптиной пустыни достигает при батюшке Амвросии, ученике отца Льва и отца Макария. Слава о нем разнеслась по всей православной России. К старцу за советом и утешением, преодолевая тяготы дальнего пути, стремились люди разного звания, возраста и рода занятий и никто не уходил не утешенным. Прозорливый и исполненный Божией благодати отец Амвросий умел скрывать свои дарования под покровом шутки. Короткие стихотворные афоризмы его расходились из уст в уста: Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия — потерплю и я! Или: Жить не тужить, никого не обижать, никого не унижать, никого не утруждать и всем мое почтение! А вот еще: Где просто — там ангелов со сто, а где мудрено — там ни одного... Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими способами и вразумляет.

     Много старцев просияло в Оптиной и после отца Амвросия. Последний настоятель Оптиной пустыни, архимандрит Исаакий II, испытал всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Смиренно и мужественно перенося аресты и ссылки, он все время повторял: «От креста своего не побегу». В 1938 году отец Исаакий был расстрелян и захоронен в братской могиле в лесу. Прославлен Церковью как преподобномученик.

     На Поместном Соборе 1988 года состоялось прославление преподобного Амвросия Оптинского, а в 1996 году еще тринадцать оптинских старцев были причислены к лику местночтимых святых. В 2000 году они были прославлены Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

     На протяжении многих лет святые Оптинские старцы утешали, проповедовали, наставляли. Они и ныне, предстоя престолу Божию, молятся о нас и готовы помочь, учат смиренно принимать всё, что с нами происходит, и во всем надеяться на Бога.

Добавьте свой комментарий...

Пожертвования на восстановление Преображенского Храма в селе Бужарово в Истринском районе

novomuchenniki n1

vosstanovlenie

Миссионерский отдел Московской епархии

Благотворительного фонда Московской епархии по восстановлению порушенных святынь

Дружественные сайты

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Домашняя помощь

Икона дня

Легенда о настоящей дружбе

Легенда о настоящей дружбе

            Был некогда в городе Сиракузах грозный правитель Дионисий. Своей жестокостью и несправедливостью он так настроил всех жителей против себя, что стал подозревать всех в заговоре и желании убить его.

Подробнее...

Молитва святаго Амвросия, епископа Медиоланскаго, пресвитером, готовящимся к служению Святыя литургии

Ревностный проповедник и мужественный защитник христианской веры, святой Амвросий получил особую известность и как замечательный церковный писатель. В догматических произведениях он отстаивал православное учение о Святой Троице, таинствах и покаянии (5 книг о вере; Изъяснение Символа веры; О воплощении; 3 книги о Святом Духе; О таинствах; 2 книги о покаянии). В сочинениях о христианской нравственности раскрывал превосходство христианского нравоучения пред нравоучением язычников. Известная работа святителя "Об обязанностях священнослужителей" свидетельствует о глубоком осознании им пастырского долга; в ней содержатся указания не только по ведению церковной службы, но и нравственные наставления служителям Церкви. Святитель Амвросий был также преобразователем церковного пения. Он ввел в Западной Церкви антифонное пение (по восточному, сирийскому образцу), известное как "амвросианский напев"; составил 12 гимнов, которые исполнялись при его жизни. Его благодарственный торжественный гимн "Тебе, Бога, хвалим", составленный в 386 году, вошел в Богослужение Православной Церкви.

            Архиерею Истинный Иисусе Христе, принесый Себе Богу Отцу на олтаре Крестнем жертву чисту, непорочну от нас, грешных, и давый нам Тело Твое ясти и Кровь Твою пити, положивый таинство в силе Духа Святаго, глаголя сие: Елижды аше творите, в Мое вос-поминание творите:

Подробнее...