Крещение Господне
Праздник Крещения Господня (другое название — Святое Богоявление) — это двунадесятый православный праздник, который совершается ежегодно 19 января (6 января по старому стилю). Праздник Крещения Господня установлен в воспоминание события евангельской истории — Крещения Исуса Христа в Иордане от Иоанна Предотечи. Крещению Господню предшествует несколько дней предпразднества, а после него — попразднество. Все знают, что в этот день и накануне, в сочельник, бывает освящение воды. Обычно в эти дни в храм приходят даже те, кто обычно не посещает службы — «за водой».
Крещение Господне. Событие праздника
О событиях Крещения Господня мы узнаем из Евангелий. О жизни Исуса Христа до 30-летнего возраста нам почти ничего не известно. Началу Его общественного служения предшествовала проповедь пророка Иоанна, называемого поэтому Предотечей. Еще до своего рождения великий Пророк и проповедник Иоанн приветствовал Господа: «Взыграся младенец во чреве ея», — говорит евангелист Лука о встрече Богородицы с ее родственницей Елизаветой после Благовещения.
Иоанн Предотеча был на полгода старше Исуса Христа. Предание говорит о том, что во время избиения младенцев Иродом Елизавета скрылась со своим сыном Иоанном в пустыне, а его отец, первосвященник Захария, был убит в храме, поскольку не выдал своего сына воинам Ирода. В память об этом в каждом православном храме из Алтаря, через Царские врата на амвон и вниз по ступеням, расстилается красная ковровая дорожка, как символ пролитой крови праведника.
История празднования Крещения Господня
Праздник Богоявления Господня известен уже во II-III веках. Тогда одновременно праздновали Рожество Христово и Его Крещение. Начиная с IV века Рожество Христово празднуется 25 декабря, а 6 января — Крещение Господне. Второе название праздника, Богоявление, указывает на явление Троицы. Когда Господь Исус Христос выходил из вод Иордана, все присутствовавшие слышали голос Бога Отца и видели, как Дух Святой сошел в виде голубя. Празднику Крещения Господня, как и Рожеству Христову, предшествует сочельник — день строгого поста. Если сочельник совпадает с воскресеньем, то Царские часы переносятся на предшествующую пятницу, а Литургия Василия Великого совершается в сам день праздника.
Иоанн Предотеча (т.е. идущий впереди) проповедовал в пустыне Иудейской, подготавливая людей к принятию учения Господа Исуса Христа. «Покайтесь, — говорил он пришедшим людям, — приблизилось Царствие Небесное!» Множество народа приходили слушать его проповедь, каялись в своих грехах и принимали крещение в водах Иордана. Исус Христос пришел из Галилеи к Иоанну, прося крещения. Иоанн отвечал ему: «Мне следует креститься от Тебя, а Ты требуешь от меня крещения!» Но Господь повелел Предотече совершить крещение. Когда Исус Христос вышел из воды, раскрылись небеса, и Дух Святой сошел в виде голубя, и слышен был голос Бога Отца:
Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17).
Особенности богослужения и празднования
Крещение — Великий Господский Двунадесятый праздник, поэтому богослужение в этот день соответствующее — торжественное и величественное. Канун праздника называют сочельником или навечерием Богоявления. Служба в этот день очень похожа на Рождественский Сочельник. В этот день традиционно держится строгий пост — есть можно только после чина освящения воды.
Часто Крещение называют праздником Просвещения из-за древней традиции именно в канун Богоявления крестить новообращённых христиан. Когда желающих принять крещение стало столько, что крестить всех в один день было невозможно, обряды стали проводить и в другие дни православного календаря.
В Навечерие читаются Великие часы, изобразительны (служба суточного цикла, совершаемая как в составе Литургии, так и отдельно) и служится вечерня Литургии святого Василия Великого. После этого обычно проводится первое освящение воды. В этот день священники обычно освящают воду в купели. На следующий день чаще всего служится литургия Иоанна Златоуста (кроме годов, когда праздник выпадает на воскресенье или понедельник). Поются праздничные антифоны и вместо Трисвятого — “Елицы во Христа крестистеся…”.
Крещенская вода — традиции и суеверия
Особое место занимает второе освящение воды. В день самого праздника воду освящают не в купели, а на улице любой ближайший водоём — озеро, реку, море. В этот день все воды земные объединяются с Иорданом — рекой, в которой крестили Иисуса Христа. Чаще всего в водоёмах вырубается полынья в виде креста (называемая Иордань), куда окунаются все желающие, повторяя путь Спасителя.
Чин Великого освящения воды приписывают евангелисту Матвею. Окончательный состав текстов молебна принадлежит святому Софонию, патриарху Иерусалимскому. Изначально набирать воду в тот праздник предписывалось в полночь.
«Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника» — писал Иоанн Златоуст (37 беседа на Крещение Господне).
С полуночи на навечерие водосвятие перенесли только в X веке.
С освящённой в день Богоявления водой связано немало народных суеверий. Часто люди считают её лекарством от всех болезней или средством, способным смыть все грехи без совершения при этом осознанного Таинства покаяния. Освящённая вода действительно как святыня имеет особые свойства, но не стоит относиться к ней, как к магическому снадобью.
Так же и с купанием в проруби — благочестивой традицией, помогающей человеку приобщиться к празднику и через испытание прикоснуться к толике Божьей благодати.