ПРАЗДНИК ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ
Первое воскресенье Великого поста именуется неделей Торжества Православия
Праздник Торжества Православия возник в 843 г. в связи с окончательной победой над ересью иконоборчества (осужденного еще на VII Вселенском соборе в 787 г.), но содержание его гораздо шире. Греческое слово ересь (хайресис) переводится как "взятие", "завоевание", "выбор" и означает предпочтение одного ради отказа от всего остального. «В слове ересь, – указывал известный православный мыслитель, – содержится идея односторонности, какого-то прямолинейного сосредоточения на одном из многих возможных утверждений. Православие вселенско, а ересь – по существу своему партийна. Дух секты есть вытекающий отсюда эгоизм, духовная отъединенность: одностороннее положение ставится на основание безусловной Истины...»[1]. Ереси христианского Востока – арианство, несторианство, монофизитство, монофелитство, – посягали на самое дорогое в христианстве – Боговоплощение, Богочеловечество, а тем самым – на принцип, лежащий в основе всей христианской жизни с ее гармоничным сочетанием небесного и земного, церковного и светского. Борцы за Православие находили поддержку и приют в здравомыслящем Риме, почти не затронутом этими экстатическими движениями.
Наконец, развязанное византийскими императорами в VIII в. гонение на иконописные и скульптурные изображения Иисуса Христа, Богоматери и святых стало продолжением этой агрессивной монофизитской односторонности. Попытки догматического обоснования иконоборчества (на иконоборческом соборе 754 г.) означали отказ от веры в возможность реального воплощения на земле образов Божественного мира, доступного взорам духовно чутких и одаренных людей. В случае победы иконоборчества во всем христианском мире у нас не было бы ни византийских и древнерусских мозаик и фресок, ни "Троицы" Андрея Рублева, ни "Давида" Микеланджело, ни "Тайной Вечери" и "Мадонны" Леонардо да Винчи, ни творений божественного Рафаэля... Не было бы великого искусства, без которого мы не мыслим себе наше существование и которое является едва ли не основным вкладом христианского человечества в мировую художественную сокровищницу.
Посвятив воспоминанию победы над разрушительными тенденциями византийских ересей именно первое воскресенье Великого поста, Церковь еще раз подчеркнула свою уникальную – спасительную и созидательную – роль в мировой истории.
Как отмечается Торжество православия?
Как проходит празднование? Вечером в субботу в храмах проходит праздничное богослужение, перетекающее во всенощное бдение. По завершении литургии в центре храма устанавливаются иконы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы.
Затем начинаются молебны, и читается праздничный чин Торжества православия, который был создан патриархом Мефодием. Этот чин появился в России в XI веке и несколько раз претерпевал изменения.
Он имеет двенадцать анафематствований. В прежние времена в нем перечислялись имена около 4 тысяч человек. Анафеме предавали противников церкви, еретиков, государственных преступников.
Церковь предавала анафеме Е. Пугачёва, И. Мазепу, протопопа Аввакума, монаха Филарета, некоторых декабристов и даже писателя Л. Толстого как проповедующего «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской».
В 1990-х годах анафематствования были исключены из чина Торжества Православия и теперь звучат только на архиерейских службах. Из соображений политкорректности анафемы фактически не произносятся либо произносятся в урезанном виде.
К ХIV-ХV векам сложилась иконография Торжества почитания. На посвященной завершению периода иконоборчества иконе изображается икона Богоматери и образы мучеников, пострадавших за христианскую веру. Самым ранним подобным изображением считается византийская икона XIV века, хранящаяся в Британском музее в Лондоне.