Был некогда в городе Сиракузах грозный правитель Дионисий. Своей жестокостью и несправедливостью он так настроил всех жителей против себя, что стал подозревать всех в заговоре и желании убить его. Однажды он велел схватить одного грека Мироса, которого заподозрил в злом умысле. Дионисий велел привести Мироса к себе и сказал ему с гневом:

 

— Мне донесли, что ты оклеветал меня и замышлял против меня худое.

— Нет, — сказал Мирос, — я не клеветал, я только называл тебя жестокосердым, каков ты и есть. Я не замышлял против тебя худое, я только обличал зло, которое ты делал.

— Негодяй! — в гневе воскликнул правитель, — всё равно ты за это умрёшь на кресте.

В те времена казнь на кресте была самой позорной.

— Я готов на смерть, — сказал Мирос, — я не стану молить тебя о пощаде. Но дай мне три дня свободы, чтобы я мог проститься с моей семьей. Я оставлю своего друга порукой в том, что я вернусь на смертную муку.

Правитель подумал и сказал с хитрой усмешкой:

— Я исполню твоё желание. Ступай, я даю тебе три дня сроку, но, если через три дня ты не явишься в Сиракузы, я предам друга твоего на мучения. Если уж придется казнить твоего заложника, так его казнь, может быть, искупит твою вину.

И Дионисий подумал про себя:

— Не вернётся больше Мирос. Пусть же народ узнает, какой он обманщик и предатель.

Мирос пришёл к другу своему и сказал:

— Дионисий осудил меня на казнь, но даёт мне три дня свободы, чтобы я мог проститься с семьёй моей. Потому прошу тебя, побудь за меня три дня в заключении надежной порукой в том, что я вернусь.

Верный друг с радостью согласился исполнить просьбу Мироса, обнял его на прощание, и стражники повели его в темницу и заковали в кандалы.

     Мирос ушёл из Сиракуз и прибыл в селение, где жили его мать и сестра. Горько заплакали они, узнав об участи, ожидающей их любимого сына и брата. Всеми силами они старались удержать его подольше при себе, но, наконец, Мирос вырвался от них и отправился в обратный путь, на казнь, боясь промедлить.

Страшно спешил он. И вдруг поднялась буря, завыл ветер, блеснула молния, зашумел ливень, с гор в долины помчались потоки, ручьи переполнились.

На пути перед Миросом показалась река. Он стал уже подходить к мосту, перекинутому через неё... Но под порывом ветра мост сорвался в реку. Напрасно Мирос метался взад и вперёд по берегу и всматривался вдаль, напрасно звал на помощь. Нигде не видно было ни одного челнока, ни одного паруса. И остановился Мирос, подавленный горем.

Река разливалась всё шире и бушевала, как море. Волна набегала на волну и минуты летели одна за другой.

Наконец, отчаявшийся Мирос бросился в пенящийся поток и стал руками разбивать волны. И вот он достиг берега.

Но едва он сделал несколько шагов, как из леса показалась шайка разбойников. Злодеи загородили Миросу путь и подняли на него свои дубины.

— Что вам нужно? У меня ничего нет! — вскричал Мирос. — У меня есть только жизнь, но она мне нужна для спасения моего друга.

Горячие слёзы полились по лицу Мироса, и он посмотрел на разбойников взором, полным муки душевной, так что они смутились и расступились перед ним.

И дальше поспешил он.

Солнце палило его страшным зноем. Ни ветерка, ни малейшего дуновения, и путник потерял силы. Он пал на колени и взмолился:

— Боже! Не ты ли вынес меня из водной пучины, не ты ли спас из рук разбойников? Пошли же мне помощь, чтоб я мог спасти друга моего!

Припав к земле со стоном, он вдруг услышал журчание невдалеке от него. Мирос подполз к соседнему холму и увидел у подножья серебристый родник. УТОЛИВ жажду, он отправился дальше. Уже длинные тени от деревьев легли на луга.

Какие-то два путника шли по дороге. Мирос обогнал их, и вдруг до него донеслись их ужасные слова:

— Теперь его уж, наверное, распяли.

Тоска сдавила сердце Мироса, и он, точно окрылённый страшными опасениями, помчался спасать своего друга.

И вот Сиракузы. Вершины городских башен уже золотит закат.

Навстречу к Миросу вышел его старый слуга.

— Назад! — закричал он Миросу, — ты уже опоздал. Беги отсюда! Думай о своем спасении! Друг твой уже предан на мучение. Он все надеялся, все ждал и верил, что ты не опоздаешь. Ему говорили, что ты обманщик и предатель, но он верил в тебя до конца.

— О, если уже поздно, — сказал Мирос, — если уж моё возвращение не спасет его, так я разделю с ним ту же участь, чтоб не посмел правитель сказать, что я не сдержал обещания и предал друга. Пусть он погубит двоих, зато он узнает, что такое преданность.

     Солнце уже село, когда Мирос подошёл к городским воротам. Издали увидел он крест посреди площади. Слышался гул толпы, собравшейся на площади посмотреть на казнь.

И вот он видит, как ведут его друга и как поднимают его на крест.

Б эту минуту Мирос раздвинул толпу и крикнул:

— Палач! Останови казнь! Я тот, за кого он порука! Вздрогнул народ и затих. Друзья кинулись друг к другу в объятья, а люди плакали от радости и восторга.

     Весть об этом пронеслась по городу и мгновенно долетела до грозного правителя Дионисия. И вдруг его сердце дрогнуло, и он велел привести к себе осуждённых.

Когда привели Мирос а и его друга, Дионисий посмотрел на них с умилением и сказал:

— Вы победили моё сердце. Вижу, что есть дружба, что не сказка она, и я хотел бы стать вашим другом. Не откажите же принять меня в свой святой союз!

(Из книги «Цветник», Москва 1889)

Добавьте свой комментарий...

Пожертвования на восстановление Преображенского Храма в селе Бужарово в Истринском районе

novomuchenniki n1

vosstanovlenie

Миссионерский отдел Московской епархии

Благотворительного фонда Московской епархии по восстановлению порушенных святынь

Дружественные сайты

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Домашняя помощь

Икона дня

Легенда о настоящей дружбе

Легенда о настоящей дружбе

            Был некогда в городе Сиракузах грозный правитель Дионисий. Своей жестокостью и несправедливостью он так настроил всех жителей против себя, что стал подозревать всех в заговоре и желании убить его.

Подробнее...

Молитва святаго Амвросия, епископа Медиоланскаго, пресвитером, готовящимся к служению Святыя литургии

Ревностный проповедник и мужественный защитник христианской веры, святой Амвросий получил особую известность и как замечательный церковный писатель. В догматических произведениях он отстаивал православное учение о Святой Троице, таинствах и покаянии (5 книг о вере; Изъяснение Символа веры; О воплощении; 3 книги о Святом Духе; О таинствах; 2 книги о покаянии). В сочинениях о христианской нравственности раскрывал превосходство христианского нравоучения пред нравоучением язычников. Известная работа святителя "Об обязанностях священнослужителей" свидетельствует о глубоком осознании им пастырского долга; в ней содержатся указания не только по ведению церковной службы, но и нравственные наставления служителям Церкви. Святитель Амвросий был также преобразователем церковного пения. Он ввел в Западной Церкви антифонное пение (по восточному, сирийскому образцу), известное как "амвросианский напев"; составил 12 гимнов, которые исполнялись при его жизни. Его благодарственный торжественный гимн "Тебе, Бога, хвалим", составленный в 386 году, вошел в Богослужение Православной Церкви.

            Архиерею Истинный Иисусе Христе, принесый Себе Богу Отцу на олтаре Крестнем жертву чисту, непорочну от нас, грешных, и давый нам Тело Твое ясти и Кровь Твою пити, положивый таинство в силе Духа Святаго, глаголя сие: Елижды аше творите, в Мое вос-поминание творите:

Подробнее...