Исключая Спасителя, нет в христианской иконографии ни одного предмета, который бы так часто был изображаем, так увлекал сердце, так упражнял талант художников всех времен, как лик Пресвятой Девы. Во все времена иконописцы пытались передать лику Богородицы всю красоту, нежность, достоинство и величие, на какие только было способно их воображение.

Богоматерь на русских иконах всегда в печали, но печаль эта бывает разной: то скорбной, то светлой, однако всегда исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы. Богородица может торжественно "являть" Младенца миру, может нежно, прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его. Она всегда полна благоговения, поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы. Лиричность, просветленность и отрешенность - вот главные черты, характерные для изображения Богородицы на русских иконах.

Утоли моя печали


Самый древний и известный из списков иконы "Утоли моя печали" был принесен казаками в Москву в 1640 году, в царствование Михаила Федоровича (1613-1645 гг.).

Счет чудесным исцелениям от иконы бесконечен. Предание сохранило нам память о первом прославлении этой иконы, бывшем во второй половине семнадцатого столетия. Чудодейственная сила иконы Богородицы "Утоли моя печали" открылась при следующих обстоятельствах. Одна женщина знатного происхождения долгое время страдала расслаблением рук и ног. Помощь врачей была здесь бессильна. В сонном видении ей было велено ехать в Москву и молиться перед образом Божией Матери с надписью "Утоли моя печали". При этом ей была показана и сама икона. В указанном храме женщина не нашла этого образа и обратилась за помощью к священнику, который достал по этому случаю с колокольни все находящиеся там ветхие иконы. На одной из них действительно оказалась надпись "Утоли моя печали". Лишь образ поднесли к женщине, та воскликнула: "Она! Она!" После молебна больная почувствовала в себе столько силы, что без посторонней помощи встала на ноги и сама вышла из церкви. Домой эта женщина вернулась совершенно здоровою.

Изображение иконы "Утоли моя печали" представляет Богородицу, приложившую левую руку к Своей главе, несколько склоненной набок. Общий Ее вид как бы говорит о том, что Царица Небесная прислушивается к слезам и искренним молитвам всех верующих, прибегающих к ней в своих нуждах, скорбях и печалях. Правою рукою Своею Богоматерь придерживает Предвечного Младенца, который пред Собою держит в руках, подняв кверху, развернутый свиток, на котором начертаны следующие слова: "Суд праведен судите, милость и щедроты творите каждо ко искреннему своему; вдовицу и сироту не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите".

Знамение


На иконе “Знамение” Пресвятая Богородица изображена с молитвенно воздетыми руками, а на фоне круга (так называемой сферы, символизирующей Божественную славу) помещен благословляющий Богомладенец. Такое изображение Богородицы относится к одному из самых ранних иконописных образов.

“Знамением” же икона стала называться после чудесного знамения от Новгородской иконы, бывшего в 1170 году. В тот год удельные князья, объединившись, замыслили покорить Великий Новгород. Громадная рать окружила город. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Они молились дни и ночи. Архиепископ новгородский Иоанн, с тех пор как город был окружен, неустанно молился в Софийском соборе перед иконой Всемилостивого Спаса. В третью ночь он вдруг почувствовал священный трепет, и от иконы раздался голос, повелевающий ему взять образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону вынесли на городскую стену и поставили ее лицом к осаждающим, те не смягчились сердцем и не вразумились, а пустили на это место стены тучу стрел. Одна из стрел попала в священный лик Богоматери. И тут свершилось чудо - икона сама отвернулась от осаждающих и обратилась лицом к городу, а из очей Пречистой Девы потекли слезы. В то же время на воинов, осаждавших город, напал великий ужас. У них помрачилось зрение, они стали поражать друг друга. Тогда новгородцы, ободренные знамением, наголову разбили многочисленное войско нападавших. Тогда же, в воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, и было установлено 10 декабря (27 ноября по старому стилю) празднование Ее иконе, именуемой “Знамение”. После этого от этой самой иконы произошло великое множество чудотворений. Прославились чудотворениями и другие иконы “Знамение” - Курская, Аболацкая, Серафимо-Понетаевская и многие другие.

Троеручица


Икона Божией Матери «Троеручица» прославилась и получила свое название в VIII в., во время иконоборчества, поддерживаемого императором Львом III. Преп. Иоанн Дамаскин написал тогда три трактата «Против порицающих святые иконы». Мудрые вдохновенные писания привели в ярость императора; но так как автор их не был византийским подданным и сам император не мог ему ничего сделать, он передал Дамасскому халифу подложное письмо, по которому преподобный Иоанн (бывший министром и градоправителем) был осужден за измену. Святому отрубили кисть правой руки и повесили ее на городской площади. К вечеру того же дня св. Иоанн, испросив у халифа отрубленную кисть, приложил ее к суставу и пал ниц перед иконой Божией Матери. Он просил Владычицу исцелить руку, писавшую в защиту Православия. После долгой молитвы св. Иоанн задремал. Во сне он увидел икону Божией Матери и услышал Ее голос, сказавший что он исцелен, но должен теперь без устали трудиться исцеленной рукой. Когда святой проснулся, рука его была невредима. В благодарность за чудо св. Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего она и стала называться «Троеручицей», а также написал благодарственную песнь «О Тебе радуется. Благодатная, всякая тварь». Приняв иночество в Лавре преп. Саввы Освященного, св. Иоанн Дамаскин передал туда чудотворную икону. В XIII в. Лавра даровала икону «Троеручицы» в благословение св. Савве, архиепископу Сербскому. Во время нашествия турок христиане-сербы поручили чудотворный образ попечению Самой Матери Божией: они возложили икону на осла, который без погонщика сам пришел на Афон и остановился перед Хилендарским монастырем. Там святая икона была поставлена в соборном храме. Во время выборов настоятеля этого монастыря Небесная Владычица благоволила Сама принять настоятельство, и Ее святой образ занял игуменское место в храме. С тех пор в Хилендарской обители избирается не настоятель, а только наместник и иноки получают от чудотворной иконы «Троеручицы» благословение на все послушания. Списки чудотворной иконы «Троеручицы» распространились во всех православных странах. Они прославились многими знамениями и исцелениями.

Нечаянная радость


История этой иконы рассказана святителем Димитрием Ростовским в его творении «Руно орошенное». Один человек, проводивший грешную жизнь, тем не менее, был привязан к Богоматери чувством благоговейной любви и ежедневно молился пред Ее иконой, с глубокой верой произнося слова, сказанные некогда архангелом Гавриилом: «Радуйся, Благодатная!..»

Как-то раз он собирался идти для греховного дела и перед выходом, обратясь к иконе Богоматери, стал молиться. Тут внезапно напал на него трепет, и увидел он, что изображение Богоматери как бы задвигалось, ожило. У Божественного Младенца открылись язвы на руках, ногах и в боку, и из них хлынула кровь. Пав на землю, преступник закричал: «О, Госпожа, кто это сделал?» «Ты и прочие грешники вновь распинаете грехами своими Моего Сына, как иудеи, - отвечала Богоматерь. - Вы называете Меня милосердной. Зачем же вы оскорбляете Меня своими беззаконными делами?» «О, Владычица, - отвечал ей грешник, - пусть мои грехи не победят Твоей невыразимой благости. Ты единая надежда всем грешным. Умоли же о мне Сына Твоего и Бога нашего!» Христу, но Он оставался непреклонен, пока, наконец, на неотступную мольбу Богоматери не ответил: «Я исполняю Твою просьбу. Пусть совершится пожелание Твое. Ради Тебя отпускаются этому человеку его грехи. Пусть же он в знак прощения облобызает Мои язвы». И вот поднялся от земли прощеный грешник, пред которым в таком дивном образе просияло неистощимое милосердие Богоматери, и с невыразимою радостью облобызал язвы Спасителя своего. С тех пор он стал жить чистою, благочестивою жизнью. Преступник осознал свою вину и был искренен в покаянии, за что и получил прощение Господа и Пресвятой Богородицы. В честь этого события и была написана икона. Она являет собой живописное раскрытие рассказанного выше сюжета: на этой иконе изображен и сам грешник, молящийся на коленях под ликом Богоматери; под образом Богоматери обыкновенно помещаются начальные слова повести Димитрия Ростовского: «Человек некий беззаконный…»

Иверская


История этого святого образа такова. У благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи, расположенного недалеко от Константинополя, находилась чудотворная икона Божией Матери. Это был IX век, время иконоборческой ереси и жестокого гонения на святые иконы и почитающих их. Однажды в дом этой женщины ворвались воины императора-иконоборца Феофила, чтобы забрать и уничтожить икону. Вдова умолила их подождать до следующего дня. Но один из воинов, движимый сатанинской злобой, ударил копьем в лик Богоматери. Из пронзенного места на иконе, как из живого тела, потекла кровь. Желая спасти чудотворную икону от поругания, вдова опустила святыню в море. Икона, стоя прямо, словно поддерживаемая кем-то, поплыла по волнам. Сын этой благочестивой женщины, который был свидетелем произошедших чудотворений, став впоследствии иноком на Святой Горе Афон, рассказал афонским монахам об иконе, пущенной в воду его матерью. С тех пор прошло много времени. Как-то иноки Афонского Иверского монастыря заметили в море огненный столп, достигавший до неба, который стоял над иконой Богоматери. После усердной молитвы братии Пресвятая Богородица, явившись во сне старцу Гавриилу, повелела ему идти по волнам, чтобы взять икону. Старец с несомненной верой исполнил повеление Владычицы и, безбоязненно пройдя по воде, как по суше, принял на руки чудотворный образ. Иноки Иверской обители с радостью и благоговением встретили святыню и поместили ее в церкви. Однако на следующий день они увидели, что икона находится не в храме, а над вратами обители. Икону вернули в храм, но на утро она снова оказалась на том же месте. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Богородица не открыла преподобному Гавриилу Свою волю. Она сказала, что не хочет быть хранимой иноками, но Сама станет их Хранительницей не только в земной, но и в вечной жизни. Над вратами обители построили храм в честь Божией Матери и поставили там чудотворную икону, где она пребывает и доныне. С тех пор икона эта называется Иверской.

История Иверского монастыря сохранила множество случаев чудесной помощи Божией Матери: избавление от варваров, восполнение запасов пшеницы, вина, елея, исцеления больных. В России было известно о чудотворной Иверской иконе. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон (впоследствии Патриарх) обратился к архимандриту Иверского монастыря, бывшему тогда в Москве, с просьбой прислать список с чудотворного образа. Афонский инок Иамвлих Романов написал копию, и 14 октября 1648 года икона была принесена в Москву. Этот образ, как и другие списки с Иверской иконы, прославились многочисленными чудотворениями.

Владимирская


По преданию, эта икона написана апостолом и евангелистом Лукой. Когда апостол показал Богоматери этот образ, Она произнесла: “Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сею иконой да будет”. Святой образ пребывал в Иерусалиме до 450 года, а затем был перенесен в Константинополь. В начале XII века Царьградский Патриарх послал ее в дар великому князю Юрию Долгорукому. Икона была поставлена в великокняжеском селе Вышгороде, расположенном на берегу Днепра неподалеку от Киева, в женском монастыре. Отсюда святой благоверный князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукова, перенес икону во Владимир и поместил в Успенском соборе, специально воздвигнутом для этого. С тех пор икона стала именоваться Владимирской. От святого образа совершалось великое множество чудотворений. В конце XIV века, когда Тамерлан, разорив Рязань, направился к Москве, опустошая и уничтожая все на своем пути, Владимирская икона была принесена в Москву. Во время шествия ее из Владимира, длившегося десять дней, народ вставал на колени по обеим сторонам дороги и молил: “Матерь Божия, спаси землю Русскую!” Пресвятая Богородица не отвергла молитв и Сама, Своей благодатной силой защитила Русь. В то время, когда в Москве встречали святую икону, Тамерлан спал в своем шатре. Во сне он увидел высокую гору, с которой к нему спускались святители с золотыми жезлами, а над ними в воздухе, в несказанном величии, в сиянии ярких лучей, явилась Величавая Жена. Ее окружало бесчисленное множество Ангелов с огненными мечами. Подняв мечи, Ангелы устремились на Тамерлана, а Жена повелела завоевателю оставить пределы Руси. Проснувшись в ужасе, он созвал приближенных и спросил, что означает его сон. Ему ответили, что Величавая Жена - это Матерь христианского Бога, Защитница русских. Тамерлан дал приказ своим полчищам повернуть назад. Все: и татары и русские - были поражены происшедшим чудом. Летописец, описав его, закончил словами: “И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы”. Чудеса, происходившие от Владимирской иконы многочисленны, икона имеет большое число чудотворных списков.

Казанская


Казанская Икона Божией Матери олицетворяет собой всю глубину русской веры, она связана с величайшими историческими событиями. Казанская икона особо почитается на Руси. В каждом храме, в каждой верующей семье можно увидеть этот образ. Казанской иконой благословляют к венцу молодых, перед ней молятся о семейном благополучии.

Явление Казанской иконы произошло при следующих обстоятельствах. После покорения Казани Иваном Грозным там была учреждена епархия и начала распространяться православная вера. Но вскоре магометанство стало оказывать сильное сопротивление. В 1579 году в Казани случился пожар, которым были уничтожены половина Кремля и часть города, прилегавшая к нему. Магометане стали говорить, что Бог гневается на русских. “Вера Христова стала притчею и поруганием”, - свидетельствует летописец. Именно в это тяжелое для православных время Пресвятая Богородица явила Свою чудотворную икону.

Дочери стрельца, девятилетней Матроне, во сне трижды являлась Богоматерь с приказанием возвестить архиепископу и городским начальникам, чтобы они извлекли из земли Ее икону. Пресвятая Богородица указала место, где на пепелище недавно сгоревшего дома следовало искать святой образ. Но словам девочки не придали значения, и тогда она с помощью матери решила исполнить повеление Богородицы. 8 июля мать Матроны начала копать землю в том месте, которое указала ей дочь. Но икона не появлялась. Затем землю стала копать Матрона, и вскоре святыня была обретена. Лики на иконе были свежие, ничем не попорченные, а сама икона, несмотря на пребывание в земле, как будто только что написана.  Весть о чудесном обретении иконы быстро разнеслась по городу. С крестным ходом образ был перенесен в приходскую церковь во имя Святителя Николая, настоятелем которой в то время был священник Гермоген, будущий архиепископ Казанский, а затем Патриарх и священномученик. Он и описал впоследствии это событие.

Многочисленные чудотворения от иконы начались сразу же, с прозрения слепцов. Поэтому перед Казанской иконой молятся также о прозрении и об исцелении болезней глаз. На месте обретения иконы был устроен женский монастырь, в котором приняли постриг Матрона со своей матерью.

Пресвятая Богородица не раз спасала Россию и подавала помощь и избавление от врагов через Казанскую икону. В смутное время, когда с престола Российского был свергнут последний царь династии Рюриковичей, наступило время междуцарствия, сопровождавшееся смутами, грабежами, насилиями. Москва была занята поляками, в низовьях Волги собирал рать самозванец, а с севера угрожали шведы, захватившие Новгород. Поляки глумились над Православной верой, оскверняли храмы, грабили и жгли города и села. По призыву святителя Гермогена, томившегося в Москве в плену у поляков, русские люди ополчились против иноземцев и встали на защиту первопрестольной столицы и своего отечества. Казанская икона пребывала в ополчении, созванном Мининым и руководимым князем Пожарским. Многие слезные молитвы, изливаемые перед чудотворным образом, были услышаны Царицей Небесной, и Она простерла над Россией Свой милостивый покров. 22 октября 1612 года Москва была освобождена от польских захватчиков. В первый же воскресный день после освобождения русское воинство и все горожане совершили торжественный крестный ход с Казанской иконой. Тогда же было установлено празднование Пресвятой Богородицы в честь Ее Казанской иконы в благодарность за избавление Москвы и России от поляков, а на Красной площади князем Пожарским был воздвигнут собор, куда и помещена была чудотворная икона.

Два столетия спустя, в 1812 году, в Казанский собор перед отъездом на фронт приезжал молиться перед чудотворным образом фельдмаршал Кутузов. И Матерь Божия снова не отвергла молитвы, возносимые перед Ее иконой.

Смоленская


Богородица для русских людей является Путеводительницей, Наставницей (Одигитрией). Икона эта, по преданию, написана апостолом и евангелистом Лукой. В Россию она была принесена из Константинополя в 1046 году - греческий император Константин Порфирородный, выдавая в свою дочь Анну за черниговского князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти Всеволода икона перешла к его сыну, Владимиру Мономаху, который построил в Смоленске храм в честь Богоматери и перенес в него эту икону. С тех пор икона стала именоваться Смоленской. В 1239 году, во время нашествия Батыя, татары подступили к Смоленску. Ждать помощи было неоткуда, и все упование жители города возложили на заступничество Пресвятой Богородицы. И Она услышала их усердные молитвы. татары остановились в 24 верстах от Смоленска, чтобы напасть внезапно, выбрав подходящий момент, но не сбылось из намерение. По велению Богородицы один из воинов русского войска - богатырь Меркурий - проник в стан врага и убил их исполина (великана, обладавшего огромной силой), и сокрушил множество вражеских воинов, вогнал в смятение вражеское войско.

В XIV веке, когда Смоленск находился под властью литовских князей, дочь князя Витова, бывшая замужем за великим князем Московским Василием Дмитриевичем, перенесла в Москву икону Пресвятой Богородицы, поставив ее в Благовещенском соборе Кремля. Но смоляне не могли примириться с мыслью, что навсегда лишились чудотворного образа. Полвека спустя, в 1456 году, в Москву прибыл епископ смоленский Михаил. Его сопровождали наместник города и многие знатные горожане. Смоленское посольство просило великого князя Московского Василия Темного отпустить святыню. Великий князь выполнил просьбу, и икона торжественно, с крестным ходом, была возвращена в Смоленск. Митрополит Иона с московским духовенством, великий князь с семейством и множество народа провожали икону до Девичьего поля. На месте последнего молебна перед Смоленской иконой в 1525 году при великом князе Василии Иоанновиче в память освобождения Смоленска от Литвы был построен Новодевичий монастырь с собором в честь Смоленской иконы, в котором был помещен точный список чудотворного образа. В войну 1812 года, когда русские войска оставляли Смоленск, икона снова была принесена в Москву и поставлена в Успенском соборе Кремля. 26 августа, в день Бородинской битвы, который совпал с празднованием в честь Владимирской иконы Божией Матери, Смоленскую, а также Иверскую и Владимирскую иконы с крестным ходом обносили вокруг Белого города, Китай-города и Кремля. Перед оставлением Москвы Смоленская икона была взята в Ярославль и после победы над неприятелем возвращена в Смоленск.

 

Добавьте свой комментарий...

Пожертвования на восстановление Преображенского Храма в селе Бужарово в Истринском районе

novomuchenniki n1

vosstanovlenie

Миссионерский отдел Московской епархии

Благотворительного фонда Московской епархии по восстановлению порушенных святынь

Дружественные сайты

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Домашняя помощь

Икона дня

Легенда о настоящей дружбе

Легенда о настоящей дружбе

            Был некогда в городе Сиракузах грозный правитель Дионисий. Своей жестокостью и несправедливостью он так настроил всех жителей против себя, что стал подозревать всех в заговоре и желании убить его.

Подробнее...

Молитва святаго Амвросия, епископа Медиоланскаго, пресвитером, готовящимся к служению Святыя литургии

Ревностный проповедник и мужественный защитник христианской веры, святой Амвросий получил особую известность и как замечательный церковный писатель. В догматических произведениях он отстаивал православное учение о Святой Троице, таинствах и покаянии (5 книг о вере; Изъяснение Символа веры; О воплощении; 3 книги о Святом Духе; О таинствах; 2 книги о покаянии). В сочинениях о христианской нравственности раскрывал превосходство христианского нравоучения пред нравоучением язычников. Известная работа святителя "Об обязанностях священнослужителей" свидетельствует о глубоком осознании им пастырского долга; в ней содержатся указания не только по ведению церковной службы, но и нравственные наставления служителям Церкви. Святитель Амвросий был также преобразователем церковного пения. Он ввел в Западной Церкви антифонное пение (по восточному, сирийскому образцу), известное как "амвросианский напев"; составил 12 гимнов, которые исполнялись при его жизни. Его благодарственный торжественный гимн "Тебе, Бога, хвалим", составленный в 386 году, вошел в Богослужение Православной Церкви.

            Архиерею Истинный Иисусе Христе, принесый Себе Богу Отцу на олтаре Крестнем жертву чисту, непорочну от нас, грешных, и давый нам Тело Твое ясти и Кровь Твою пити, положивый таинство в силе Духа Святаго, глаголя сие: Елижды аше творите, в Мое вос-поминание творите:

Подробнее...