(1420 - июль 1453)

Дмитрий Юрьевич Шемяка

Из рода Московских великих князей. Сын князя Юрия Дмитриевича и княжны Смоленской Анастасии Юрьевны, внук Дмитрия Донского. Князь Галицкий в 1433-1450. Князь Углицкий в 1441- 1448, великий князь Московский в 1446-7.


 

Дмитрий Шемяка был человек необузданной энергии, неразборчивый в средствах для достижения намеченной цели; прославился неутомимой, упорной борьбой с великим князем Василием II Тёмным , своим двоюродным братом, за московский престол. Еще при жизни отца, добивавшегося великокняжеского стола, он принимал деятельное участие во всех походах и войнах против великого князя.

В 1433 г. вместе с отцом и братом Дмитрий разбил Василия II на Клязьме. В том же году он с Василием Косым убил любимого отцовского боярина Семена Морозова и укрылся от отцовского гнева в Костроме. Вместе они разбили московское войско на Куси, а потом у св. Николы на горе в Ростовской области.

После смерти Юрия в 1434 г. , когда Василий Косой сел на великое княжение, Шемяка послал сказать ему: "Если Богу не угодно, чтоб княжил отец наш, то тебя сами не хотим". Он и его брат Дмитрий Красный послали сами звать на великое княжение Василия. За это он получил от великого князя Ржеву и Углич. Косой продолжал войну. В 1435 году, когда Косой взял Устюг, Василий велел задержать Шемяку, приехавшего звать великого князя к себе на свадьбу. После пленения и ослепления Косого Шемяку выпустили и вернули ему прежний удел.

В 1445 году Шемяка ходил с Василием к реке Каменке биться с сыновьями Улу-Махмета, но после того, как великокняжеский полк вступил в сражение, так и не пришел к нему на помощь. Это было одной из причин тяжелого поражения русских. Василий попал в плен и был выпущен лишь после того, как пообещал уплатить огромный откуп. Пока Василий находился в плену, Шемяка вступил в переговоры с ханом и хлопотал о том, чтоб Василию не выйти на великое княжение. Но Василий благополучно вернулся в Москву. Посол Шемяки к хану был перехвачен, и великий князь оказался в курсе всех его интриг. Теперь больше, чем когда-либо, Дмитрий должен был опасаться великого князя. Он поспешил завязать переговоры с князем Иваном Можайским и Борисом Тверским. В феврале 1446 года Шемяке  дали знать, что Василий поехал на молебен в Троицкий монастырь, и в ночь на 12-е он неожиданно овладел Москвой. В ту же ночь Иван Можайский поехал в Троицкий монастырь и захватил там Василия. 14-го его привезли в Москву, заключили на Шемякином дворе, а 16-го ослепили и сoслали в Углич. Осенью 1446 года, понуждаемый митрополитом Ионой, Шемяка решил освободить Василия и детей его из заточения, покаялся, попросил у него прощения. Василий в свою очередь брал всю вину на одного себя. На радости примирения Шемяка дал Василию, жене его и детям большой пир. Василий получил богатые дары и Вологду и отчину, давши Шемяке проклятые грамоты не искать великого княжения. Но едва Василий II оказался в Вологде к нему со всех сторон стали стекаться его приспешники. Вскоре он имел достаточно войска, чтобы начать войну. Шемяка с князем Можайским вышли к Волоку навстречу неприятелю, но в их отсутствие Москва внезапно и легко была захвачена приверженцами Василия. Узнав об этом, Дмитрий побежал к Галичу, оттуда в Чухлому и Каргополь. В феврале 1447 года он завязал переговоры с Москвой. Мир был заключён. По его условиям Шемяка отдал Василию Углич, Ржеву и Бежецкую волость; обещал вернуть захваченную казну и не искать великого княжения.

Разумеется, он не собирался исполнять этих условий. Везде : в Новгороде и Казани, между князьями удельными и в стенах самой Москвы - он заводил крамолы, возбуждал нерасположение к Василию; он не переставал сноситься с Новгородом, называя себя великим князем и требуя помощи, повторял старые обвинения в адрес Василия, не прекратил сношений с прежним союзником своим-Иваном Можайским. Отказавшись от всякой власти над Вяткой, Шемяка между тем посылал подговаривать ее беспокойное население выступать против Москвы; поклявшись не сноситься с Ордою, Шемяка удержал у себя казанского посла. Поклявшись возвратить все захваченное на Москве через месяц, Шемяка не возвращал и по истечении шести месяцев. Своему московскому тиуну Ватазину он посылал грамоты, в которых приказывал ему настраивать горожан против великого князя. Эти грамоты были перехвачены, и Василий отдал дело на суд духовенству. Собор епископов отправил Шемяке укоризненное послание, но он не послушал увещеваний духовенства, и в 1448 году великий князь выступил в поход. Тогда Дмитрий, не испугавшийся церковного проклятия, испугался полков Васильевых и послал просить мира к великому князю. Мир был заключён на прежних условиях.

Уже весной 1449 г.  Шемяка нарушил крестное целование, осадил Кострому, долго бился под городом, но взять его не мог, потому что в нем был сильный гарнизон. В начале 1450 года московское войско подступило к Галичу. 27 января великокняжеский воевода князь Василий Иванович Оболенский напал на Шемяку, который стоял под городом со всею своею силою. Шемяка потерпел страшное поражение и едва мог спастись; Галич сдался великому князю, который посадил здесь своих наместников.

Лишённый удела, Шемяка скрылся сначала в Новгороде, но потом, собравшись с силами, захватил Устюг; земли он не воевал, говорит летописец, но привёл добрых людей к присяге, а тех, кто не хотел изменить великому князю Василию, бросал в реку Сухону, навязавши камень на шею; из Устюга ходил воевать к Вологде. Только в начале 1452 г.  великий князь выступил к Устюгу. Шемяка испугался и побежал на реку Кокшенгу, где у него были городки, но  преследуемый и там великокняжескими полками, убежал опять в Новгород. В 1453 г.  отправился туда из Москвы дьяк Степан Бородатый; он подговорил боярина Шемякина Ивана Котова отравить князя; подговорили повара: Дмитрий умер, поевши курицы, напитанной ядом.

Источник:

1. Русский биографический словарь
2. Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний. Константин Рыжов. Москва, 1999 г.

 


vosstanovlenie

Пожертвования на восстановление Преображенского Храма в селе Бужарово в Истринском районе

novomuchenniki n1

Миссионерский отдел Московской епархии

Благотворительного фонда Московской епархии по восстановлению порушенных святынь

На поддержку сайта
На поддержку сайта
руб.
счёт 41001327336565.



Дружественные сайты

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Домашняя помощь

Чистый четверг - что делать,обычаи и приметы

chis

         Великий четверг на Страстной неделе носит еще одно название – Чистый четверг, его называют так потому, что в этот день душу принято очищать молитвами. Что нужно делать в Чистый четверг?

Подробнее...

Молитва святаго Амвросия, епископа Медиоланскаго, пресвитером, готовящимся к служению Святыя литургии

Ревностный проповедник и мужественный защитник христианской веры, святой Амвросий получил особую известность и как замечательный церковный писатель. В догматических произведениях он отстаивал православное учение о Святой Троице, таинствах и покаянии (5 книг о вере; Изъяснение Символа веры; О воплощении; 3 книги о Святом Духе; О таинствах; 2 книги о покаянии). В сочинениях о христианской нравственности раскрывал превосходство христианского нравоучения пред нравоучением язычников. Известная работа святителя "Об обязанностях священнослужителей" свидетельствует о глубоком осознании им пастырского долга; в ней содержатся указания не только по ведению церковной службы, но и нравственные наставления служителям Церкви. Святитель Амвросий был также преобразователем церковного пения. Он ввел в Западной Церкви антифонное пение (по восточному, сирийскому образцу), известное как "амвросианский напев"; составил 12 гимнов, которые исполнялись при его жизни. Его благодарственный торжественный гимн "Тебе, Бога, хвалим", составленный в 386 году, вошел в Богослужение Православной Церкви.

            Архиерею Истинный Иисусе Христе, принесый Себе Богу Отцу на олтаре Крестнем жертву чисту, непорочну от нас, грешных, и давый нам Тело Твое ясти и Кровь Твою пити, положивый таинство в силе Духа Святаго, глаголя сие: Елижды аше творите, в Мое вос-поминание творите:

Подробнее...
Яндекс.Метрика