Из писем святителя Филарета Московского
"Надобно, чтобы душа подвизалась сквозь толпы помыслов пробиться в область чистой любви".
"Там, где скорбное чувство потрясает душевную силу до потрясения и телесной, поставьте мысль, взирающую ко Господу Иисусу Христу, Его призывающую и в Нем обретающую мир".
"Бремя, которое наложила на Вас смиряющая рука Божия, рука Божия и поддержит. Но не увеличивайте оного сами для себя. Несите оное в простом как можно послушании. Да дарует Вам Бог истинное христианское мужество…"
"Подвизайтесь, молитесь, ожидайте, уповайте. Господь да совершит в Вас дело Свое и да даст Вам в общении с Ним утешение, победу, силу и защиту".
"Отчаяние есть порождение гордости. Итак, смирение да будет охранителем Вашим от помыслов отчаяния. Мы стоим того, чтобы отчаяться, но благодать Божия не заслуживает того, чтобы потерять надежду на нее".
"Вспомните, что сказал Господь о скорбящем, но уповающем на Него человеке: с ним есмь в скорби. … Поучимся же носить скорбь нашу с мыслию, что в ней Господь с нами есть".
"Посмотрите в сердце ваше пристально, чтобы не оставалось в нем чего враждебного против кого-нибудь, дабы не стеснять места Христу, желающему вселиться верою и любовию в сердца наши".
"Как мириться с людьми, кои не желают мира? - спрашиваете Вы. Ответ в Писании: с ненавидящими мира бех мирен"
"Между лестью и осуждением ближнего есть тропинка, по которой умеет проходить смиренная мудрость".
"И трудности Господь посылает для блага нашего, хотя мы часто не усматриваем, какое благо и каким образом принесут они".
"Пользуйтесь немногим, что Господь дал, с терпением и надеждой на Его милость".
"Чего не понимаем в поведении ближних, то, хотя бы и казалось странным, должно стараться видеть с лучшей стороны".
"Итак, не Богу ли повинется душа скорбящая? Пред Его непостижимой премудростию и несомненною благостию да преклонится испытующая мысль, волнующиеся чувства да утихнут, и печаль растворится чистым духовным утешением".
"Ищите утешения не всегда в одном том, чтобы иметь желаемое, но и в том, чтобы послушно переносить неизвестность будущего и мирить настоящее с будущим".
"Не надобно унывать, что брань продолжается; но надобно взирать на Вождя, на Господа Иисуса Христа, следовать за Ним…"
"Старайтесь терпеливо и тихо переносить трудности болезни, помышляя, что Господь скорбь, с терпением переносимую, обращает во врачевство и очищение души".
"…скорби бывают не только наказанием, но и врачевством, и даром, или наградою, как апостол говорит и нам: вам даровася не точию во Христа веровати, но и по нем страдати. Хотя и не за Него, однако же с послушанием и преданностью Ему иметь скорбь есть также дар".
"Если Господь не дает случая сказать, что сказать думали, или услышать: да принесется Ему жертва послушания молчанием и нелюбопытствованием".
"Признайте, что скорби суть благодеяние Божие и благодарите за них Бога. Благо мне, яко смирил мя еси".
"…не надобно страстно желать исполнения и добрых предприятий, а молить Бога, чтобы Он благоволил исполниться им, если то во благо, или дал им иное, нежели какое мы хотим направление, в воле Его святой".
"…скорби посылаются не для одной надежды, но и для терпения. Надейтесь помощи и будьте расположены терпеть скорбь в послушании".
"Надобно желать доброго дела; но когда оно не от нас зависит и не делается, не возмущаться против неделающих, а просить помощи от Бога и предавать в волю Его то, что от нас не зависит".
"Против тайного тщеславия надобно поставлять познание наших недостатков и нашего ничтожества вне покрова и помощи Божией".
"Признавать себя недостойным и естественных утешений также есть средство к принятию сих утешений в чистоте".
"Что бы ни происходило, Христа Господа у души отнять никто не может, доколе она сохраняет веру, надежду и любовь".
"Только терпением погашается вражда, и любовью восстанавливается любовь к ближним".
"…блажен, кто ради Христа и по Его примеру, не преречет, ни возопиет, когда отнимают утешение. За каждую минуту и каплю пожертвованного послушанию утешения земного есть у Христа реки и реки утешений небесных"
"Познаем, что все путие Господни милость и истина, благословим пути Господни; велим себе последовать послушно, смиренно и верно ведущему нас невидимо Господу".
"Не только должны мы прощать, но прощать так, как и сами имеющие нужду в прощении".
"Мысль о нашем недостоинстве не должна приводить нас в уныние или обезнадеживать, а должна вести нас к смирению и смиренной молитве".
"Кладите в чашу скорби хотя бы по капле молитвы тихой и смиренной, вся чаша постепенно получит не горький вкус".
"С послушанием веры и лишение полезно как дар".
"За все благодарить Бога есть легкий и благой для души путь. Да управляем себя на путь сей".
"Все, что как-нибудь походит на зависть, должно быть при первом усмотрении отвергаемо".
"Для избежания греха осуждения надобно помышлять, что осуждение возвращается на осуждающего, не только судом Божиим, но, по тайным судьбам Божиим, часто самим делом. В чем осудит человек преткнувшегося ближнего, в том сам претыкается".
"…горькие случаи не могут быть услаждены горьким о них суждением: а кротость, терпение и любовь могут не только усладить проистекшее из горького источника, но и горький источник исправить".
"Взыщем любви, все покрывающей, и смирения, только себя осуждающего, и да обрящем сие и тогда оправдимся и не будем иметь нужды обвинять кого-либо".
"Если надобно быть терпению, то надобно быть и скорбям; если надобно быть самоотвержению, то надобно, чтобы не все воздавали нам, что кажется должным".
"Чем более узрит Господь смирения, тем паче поможет".
"Одно милосердие Божие надежда каждого из нас, и сие одно есть все".
"Надобно, чтобы мы смиряли себя скорбью покаяния, только бы не унывали и не отлагали упования на милосердие Божие".
"Имейте мысль смиренную и никого не осуждающую, кроме себя: и Господь дарует Вам мир и утешение".
"Не унывайте и не давайте радости врагу душ. Он хочет унынием ослабить и остановить душу в ее пути. Бог хочет терпения и надежды, если подвергает душу лишению для ее испытания и очищения"
"Осуждением ближних много лишаем мы сами себя. Надобно сего беречься, и заглаждать сие осуждением и укорением себя, и молиться, чтобы Бог милостив был к тем, которых мы осудили, и к нам вместе с ними".
"Воспоминанием бывшего смущения не привлекайте себе нового смущения. Просто уповайте на Господа".
"Обманчива надежда на человеческие средства и пособия; верна надежда только на Бога и Его спасения".
"Удивительна у нас охота думать и заботиться о том, что до нас не касается".
"Смирение и терпение победоноснее, нежели перекор, хотя, может быть, и на справедливости основанный".
"Не всякий подвиг, о котором слышится, надобно перенимать. Не всякий подвиг всякому полезен и удобен".
"…что делают другие и что поправлять мы не имеем ни власти, ни призвания, о том надобно молиться, да управится то во благое".
"Не будьте настоятельны в том, чтобы всякий вопрос Ваш разрешался ясным ответом. Надобно уповать на Бога, что разрешение вопроса нужного пошлет Он благовременно, а ненужный пусть лежит неразрешенный и упражняет терпение и смирение".
"Хорошо принять благодушно наказание, но не нужно провозглашать сие, чтобы это не было тщеславие смирением или упрек наложившему наказание".
"…в предприятиях и делах надобно желать одобрения от Бога и совести и не слишком заботиться о человеческом одобрении".
"Если кто неласково нас принял, ему о сем и забота, не сделал ли неправды, а нам только приобретение, - случай к терпению и смирению".
"Видя помощь Божию, благодарите милующего Бога и утверждайтесь в вере".
"Надобно о ближних думать как можно лучше, а о себе как можно ниже: тогда может человек быть спокоен".
"Желаю лучше думать, что все люди добрые, но неверно понимают друг друга".
"…в искушении человеческом унывать не должно: верен Бог сотворить избавление".
"…судьбы Господни неисповедимы, но всегда премудры и благи, и… в смиренном послушании оным всегда можно найти подкрепление к перенесению скорбного посещения".
"В уповании на Бога понесем трудности и сохраним наш мир, хотя бы не встречали его со стороны других. Ибо речено: с ненавидящими мира бех мирен".
"Не должно сердиться, что другие делают несогласное с нашим убеждением. Должно делать справедливое и полезное по совести и полагать дело в руки Провидения".
"Помолимся, да благословит Господь и слово и молчание; да не будет ни слово праздно, ни молчание бессловесно".
"Только на истине и правде можно основать спокойствие себе и другим".
"…пыль земных сует и пристрастий засыпает око ума, и, не отвращая очей от суеты, мы сами себе заграждаем созерцание истины".
"Уничижение по воле, разумеется, легче переносить, нежели от других, как и всякий подвиг, но что полезнее?"
"…не ищи знать сокровенное или будущее. Для спасения нужно веровать, исполнять заповеди, очищать сердце и не любопытствовать".
"Поистине благо человеку, когда Господь Иисус Христос есть его сердце и его жизнь, - и не только ему, но через него и приближающимся к нему".
"Надобно терпеть искушение, когда оно найдет, а не вводить самого себя в искушение и с тем вместе и других, когда нам заповедано молиться: не введи нас во искушение".
"Есть служение Богу и в том, чтобы не сильно настоять на исполнении своего, впрочем, доброго желания и благодушно внять тому, что предлагается с добрым намерением и любовью".
"Наше дело - нести налагаемые кресты с любовью, детским смирением и христианским упованием, а не измерять их и не сравнивать с другими, а бодрствовать над собой и крепиться…"
"…понести некоторое лишение внутреннего утешения в служении ближнему не есть утрата".
"Если нет сокрушения и умиления, должно подозревать, нет ли тщеславия".
"Нет сомнения, что чем совершеннее человек предается Господу, тем обильнее Господь дарует ему Свое общение".
"Надобно стараться и добрые дела вести с осторожностью, чтобы впереди их не шло наше мудрование и наша воля".
"…надобно остерегаться самоизвольно и самоусиленно искать желаемого устроения и утешения, а все делание приносить Господу в жертву совершенной преданности…"
"Всегда готовым сердцем, с послушанием, с любовью принимай скорбь, внутренне или внешне находящую по судьбам Провидения Божия".
"Если мы в духовных подвигах не спешим вослед отцов наших, не надобно ли хотя бы другим послужить и чужим терпением, чрез сострадание, помочь нашему спасению".
"Кто чувствует внутренне, что Господь близ есть, тот стать должен тихо, но бодрственно у двери своего сердца и не допускать к нему молву земных помыслов, несовместимых с присутствием Гостя Небесного".
"Куда нам деваться от искушений…? Некуда. Надобно терпеть, и что другие не по нас делают, переносить, а что мы, может быть, неправильно сделали, примечать и исправлять".