Печать

prihodskoi listoks89

Рождественский пост

rozhdestvenskij post 2018

 Начинается 28 ноября, продолжается 40 дней и оканчивается 6 января

        Пост — многогранное понятие. Это и особое церковное время для исправления своих духовных качеств и собственной жизни, что имеет конечную цель — покаяние, и внутренняя подготовка к важному событию. Такое событие в Рождественском посту — это Рождество Господа нашего Иисуса Христа. В Священном Писании мы не единожды находим примеры того, как многие важные события предворялись самоограничением в телесной сфере и сугубой молитвой. Также одним из аспектов поста называют жертву Богу, которая может выражаться в различных формах. Кто-то на время поста ограничивает себя в любимых развлечениях, кто-то вводит в свою жизнь благотворительность, кто-то решает побороть в себе некую страсть. Жертва — это всё то, в чем мы себя решаем добровольно ущемить, ради Бога и ближнего.

       Рождественский пост имеет своей целью приготовление к величайшему событию в человеческой истории — рождению в мир Спасителя и нашей радостной встрече с Ним. Бог стал одним из нас ради спасения каждого человека.


История Рождественского поста

       Этот пост был известен уже в IV веке. Он носит также название Филиппов пост, так как следует за днем памяти апостола от двенадцати — Филиппа, празднование которого по новому стилю приходится на 27 ноября.

       Ранее Рождество Иисуса Христа и событие Богоявления составляли один праздник. И этому дню посвящался пост как образ того поста, который был перед Пасхой и заключался в воздержании от пищи в течение как минимум одних суток. После разделения этих двух праздников Рождество обрело собственный сочельник. Через некоторое время один день сочельника перерос уже в несколько постных дней, подобно тому как в раннехристианский период перед днем Пасхи было принято поститься. В том же веке возник и Великий пост.

       В V веке пост перед Рождеством уже составлял пятидневный срок. В это время еще нет указаний на то, что необходимо воздерживаться от какой-либо пищи, но делается упор на воздержание от собственных греховных мыслей и поступков.

       Более однозначные свидетельства о посте перед праздником Рождества появляются к X веку. Именно с этого времени стали известны практики Константинополя и Палестины, которые и стали основой для православной традиции.

      Само понятие «пост» за всё существование христианства подверглось изменению. В первые века это слово подразумевало полный отказ от пищи до самого вечера, после чего вкушалось лишь малое количество, а неупотребление скоромного считалось только «воздержанием», то есть имело совсем иное, более высокое, значение.

       С развитием монастырских уставов период воздержания, а именно отказ от скоромного, становился длиннее. Но с увеличением праздничных дней всё меньше оставалось именно постных дней.

        Положение о том, чтобы христиане постились перед великим праздником Рождества Христова в течение сорока дней, было озвучено на Соборе 1166 года.

       В связи с тем, что длится он сорок дней, его также принято называть Четыредесятницей, как и Великий пост.


Рождественский пост в этом году

Рождественский пост в 2018 году начинается 28 ноября и закончится 6 января 2019 года.

       По строгости в пищевом воздержании Рождественский пост подобен Петрову посту. Надлежит отказаться от продуктов животного происхождения: вся молочная продукция, а также яйца и мясо. В некоторые из дней этого поста монастырским уставом запрещено вкушать рыбу, а также растительное масло. Норму строгости своего поста мирянам нужно оговаривать со священником.

       Во все субботние и воскресные дни, а также в великие праздники Рождественского поста разрешается есть рыбу.


Монастырский устав трапезы
в Рождественский пост

Что такое сочельник?

       Сочельник — последний день Рождественского поста. В этот день готовят такое блюдо из зерен пшеницы или риса, как сочиво. По церковному уставу сочиво вкушают только вечером после полного воздержания от пищи в течение дня.

Святые отцы о Рождественском посте

       Никто из христиан не гнушался постом, признавая его величайшим даром.

       Святой Симеон Фессалоникийский говорил: «Пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. И мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

       «Цель поста — чистое приобщение. Для того отцы и распространили поприще поста и дали нам время покаяния, чтобы мы, очистив и омыв себя, таким образом приступали к таинству. Потому и я уже теперь громким голосом взываю, свидетельствую, прошу и умоляю — не с нечистою, не с порочною совестию приступать к этой священной трапезе, потому что иначе это не будет приобщением... но осуждением, мучением и увеличением наказания». (Святитель Иоанн Златоуст)

       «Пост рождает пророков, укрепляет сильных; пост умудряет законодателей. Пост — добрая стража души, надежный сожитель телу, оружие людей доблественных, училище подвижников». (Святитель Василий Великий)

       «Пост есть начало и основание всякого духовного делания». (Преподобный Симеон Новый Богослов)

       «Касательно образа поста не может удобно соблюдаться одинаковое правило... — различны должны быть время, способ и качество питания, именно по неодинаковому состоянию тел, или по возрасту и полу; но у всех должно быть одно правило укрощения плоти для воздержания сердца и укрепления духа». (Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин)

       «Четыредесятницей не пренебрегайте, она составляет подражание жительству Христову». (Священномученик Игнатий Богоносец)

       «Добрый постник есть кто от всякого удаляется зла». (Святитель Тихон Задонский)

       «Молитва — бессильна, если не основана на посте, и пост — бесплоден, если на нем не создана молитва». (Преподобный Марк Подвижник)

       «Телесный пост ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей. Сей пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста». (Преподобный Варсонофий Великий)

       «Каждый в земной жизни должен творить милостыню, воздыхать о грехах и проливать слезы. Но если в этом нам часто мешают прелести мира, то по крайней мере в дни поста исполним сердца наши сладости закона Божия». (Блаженный Августин)

       «K чему ведет пост и покаяние? Из-за чего труд? Ведет к очищению грехов, покою душевному, к соединению с Богом, к сыновству, к дерзновению перед Господом». (Праведный Иоанн Кронштадтский)

       «С помощью сего святого поста человек возносится на небо и воспаряет в рай, если только постится в совершенной чистоте». (Преподобный Ефрем Сирин)

       «Некоторые, соблюдая положенные посты, не отказываются, однако ж, удовлетворять желание поесть вдоволь и сладко, чем вполне уничтожается достоинство поста». (Преподобный Никодим Святогорец)

       «Если заповедан пост, то смотри, не презирай его. И хотя бы голод понуждал тебя ежедневно к тому, чтобы уклониться от поста, побеждаясь невоздержанием, но ты лучше приготовляй себя к небесному наслаждению». (Святитель Амвросий Медиоланский)

       «Если кого сильно тревожит (борет) нечистый дух, то пусть знает то врачевство, которое находится в словах Господа: "Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста"». (Святитель Афанасий Великий)

       «С постом! Помоги вам, Господи, провесть его душеспасительно». (Святитель Феофан Затворник)