Печать




Великий Пост является самым древним из многодневных постов. Он установлен Церковью в память сорокадневного поста Спасителя в пустыне.
Еще в Ветхом Завете Господь повелел иудеям каждый год давать десятину, то есть десятую часть из всего, что они приобретают – Богу, приносить в жертву, украшать Иерусалимский храм, содержать служителей его. Это считалось священным долгом каждого человека, который желал иметь успех в делах своих и благословение Божие. Христос учил своих учеников не только словами, но и жизнью. По примеру Ветхого Завета, святых апостолов, праведников и особенно для нашей пользы установили десятую часть года, то есть время Великого Поста, посвящать Богу. В это время получать от Него благословение на все добрые дела, очищать себя от грехов, отвыкать от всех плохих пороков и делать другим милосердие. Итак – Великий Пост – есть Богом определенная десятина каждого года, которую мы верующие посвящаем Богу и на спасение своей души отказываемся на это время от жизненных развлечений и всевозможных увеселений. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если пост нужен был людям в земном раю, который первые люди нарушили своим невоздержанием, то тем более он нужен нам, чтобы вернуться в рай». Великий Пост имеет три приготовительные недели.

Первая – называется «Неделя Мытаря и Фарисея». Читаемое в храме Евангелие в эту неделю напоминает, что молитва со слезами и смирение как у мытаря, а не перечисление своих добрых дел, как у фарисея, могут помочь нам приобрести милосердие Божие.
Вторая – называется «Неделя о блудном сыне». В трогательной Евангельской притче, которую можно услышать за богослужением этой недели, Господь учит, что если мы поняли что удалились от Отца и даже растратили всю красоту души и тела своего, но осознали это, раскаялись и вернулись к Богу, Он простит и проявит свое милосердие к нам.
Третья – называется «Мясопустная», в народе называется «Масляной», потому, что из скоромной пищи в эту неделю можно есть сыр, молоко, масло и яйца. Воскресенье «Мясопустной недели» называется «Неделей о Страшном Суде», потому что за богослужением в этот день читается Евангелие о Страшном Суде. Последнее воскресение перед Великим Постом называется «Сыропустным». Это последний день, когда верующим можно употреблять в пищу сыр, молоко, масло, яйца. Евангелие, читаемое в храме в этот день напоминает, что прежде чем нести духовный подвиг поста, нужно со всеми примириться. Поэтому христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощение обид и принимать все меры, чтобы примириться с враждующими. Это воскресенье принято называть «Прощеным Воскресеньем».

В Великом Посту каждая неделя посвящена воспоминанию какого - либо особого события или лица, призывающего грешного человека к покаянию, исправлению, подражанию этому лицу и надежде на милосердие Божие.
К сорока дням Великого Поста присоединяется еще так называемая «Страстная Седмица». Такое название она имеет потому, что она посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий, крестной смерти и погребения.

Пост – это не только переход на постную пищу, но главным образом физическое воздержание: в еде, в разговорах, в делах плохих. Воздержа-ние от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков, так распространенных сегодня среди молодых людей. Воздержание в сексуальном отношении, которое приносит немало физического и духовного расстройства человеку.

Во время поста человек должен собраться, войти в себя, ограничить свой эгоизм и проявить подлинное человеческое отношение к людям. Должен честно проанализировать себя перед лицом Божиим, смиренно осознать свою греховность и с физическим постом соединить пост духовный, то есть свои мысли направить к Богу в молитвах, а волю и чувства – к добру; свою любовь и доброжелательное отношение выразить в том, чтобы своим ближним помочь в их нуждах.