Печать



Н
а восьмой день после Рождества младенец, рожденный Марией, по ветхозаветному обычаю, принял обрезание и получил имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом в День Благовещения Пресвятой Деве.

Обрезание в качестве обряда посвящения Божеству существовало у многих народов, в том числе и у египтян. В еврейском понимании кровь священна, так как «кровь есть душа», кровь, текущая из органа, дающего жизнь, означает посвящение Богу жизни, принятой как дар. У израильтян этот обряд стал знаменовать вступление в союз-завет Авраама и избранного народа с Богом и должен был напоминать народу о вытекающих из этого обязательствах.

По толкованию Отцов Церкви Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно соблюдать Божественные установления, и для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти (как учили еретики-докеты).

В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения. Праздник Обрезания Господня должен напоминать христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2, 11).

В праздник Обрезания в русских храмах после литургии совершается молебен о новолетии, которое началось с того времени, как император Пётр I повелел, в соответствии с европейским летоисчислением, считать начало года с 1 января (1700).

Праздник Обрезания Господня продолжается один день и соединяется с празнованием памяти святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, отчего в народе он известен под именем Васильева дня.

В Малороссии, например, в этот день крестьяне ходили по домам с поздравлениями и благожеланиями. Совершался особый обряд, который в разных регионах назывался по-разному: авсень, усень, овсень, говсень, баусень, таусень. Все они происходят от слова «овёс». Именно овёс является основным элементом обряда: крестьянские дети ходили в Васильев день по домам селян и, распевая «засевальную песню» (в каждом селе свою), из рукава или мешка «сеяли» зёрна овса, пшеницы, гречихи или ржи. В некоторых деревнях вместо засевальных песен проговаривались пожелания: на счастье, на здоровье, на новое лето, «роди, Боже, жито пшеницю и всякую пашницу», «уроди, Боже, всякого жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещёный».

Несомненная перекличка с Рождественскими колядами и в обычае в Васильев день ходить по домам и собирать пироги и всякую святочную снедь.

История установления праздника: Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку

Иконография праздника:
На иконе изображена сцена Обрезания Господа нашего Иисуса Христа. В интерьере храма на специальном возвышении изображены сидящие священники с младенцем Иисусом на руках. От Его головы исходит светлое сияние. Слева перед ними благоговейно стоят Дева Мария и Иосиф Обручник, а также коленопреклоненный слуга с блюдом для жертвоприношений. Первосвященник, облаченный в торжественные ризы, совершает обряд обрезания. За ним стоит помощник. В просвет арки храма виден яркий свет. Икона посвящена одному из важных церковных праздников – Обрезанию Господню, который отмечается ежегодно 1 (13) января. Это иудейский обряд, исполненный на 8-й день от рождения над Богомладенцем с наречением Ему имени Иисус, то есть Спаситель или Искупитель мира.

Получив свое начало в лице Авраама, закон обрезания был подтвержден Моисею самим Богом на горе Синай. Праздник установлен в первые века христианства и упоминается впервые в IV веке. В Ветхом Завете этот обряд был знамением вступления в союз завета Бога с потомством Авраама и служил прообразом христианского таинства святого крещения. Обрезание было отличительным признаком избранного народа Божия и вменялось в обязанность всем вступающим в общество израильтян, также как и святое крещение, необходимо всякому желающему быть христианином.

В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся.

Как крещение, так и обрезание в богословском смысле означает отсечение земных страстей, истинное покаяние и обращение к новой жизни в Боге.


Молитвословия Обрезанию Господню


Тропарь


На Престоле огнезрачнем в вышних седяй со Отцем Безначальным, и Божественным Твоим Духом, благоволил еси родитися на земли, от отроковицы неискусомужныя Твоея Матере, Иисусе: сего ради и обрезан был еси яко человек осмодневный, слава всеблагому Твоему совету: слава смотрению Твоему: слава снизхожению Твоему, Едине Человеколюбче.

Кондак


Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения яко Благ обрезует, дает спасение днесь миру: радуется же в вышних и создателев иерарх и светоносный, Божественный таинник Христов Василий.